Использование нестандартного оборудования 
на занятиях физической культурой 
с детьми младшего
 дошкольного возраста
                          

 

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!»

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова  его полноценного развития.

Работая в ДОУ с 1989 года, я всегда большое внимание уделяла физическому развитию ребенка,  укреплению его здоровья, воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям.

Без поддержания интереса  к физическим упражнениям не обойтись и если этого не делать, то заниматься они не будут, поэтому я поставила  перед собой цель: воспитать у детей интерес к занятиями физическими упражнениями. Как это сделать?

Свою работу по этому вопросу  я разделила на  следующие направления:

- использование   нестандартного оборудования на занятиях;  

- клубная работа с детьми и взрослыми;

- использование информационно-коммуникационных технологий – в  процессе  взаимодействия  с детьми и взрослыми.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все  это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, содействие их физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. В связи с этим возрастает роль детского сада в физическом развитии детей. Передо мной встала актуальная педагогическая проблема: как повысить мотивацию детей к занятиям физическими упражнениям. Зачастую, кажется, что нет новых рецептов для решения старых проблем.

Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на занятия. Что же нужно сделать, чтобы занятия по физическому развитию стали более интересными, увлекательными, эффективными для маленьких детей. Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности воспитателя  недостаточно для побуждения интереса  у младших дошкольников  к занятиям физическими упражнениями. Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему  это интересно.

С.Я.Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных  заданий, как оборудование и пособия.

Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на  занятиях, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию  для  укрепления здоровья детей.

К своему опыту я пришла, изучив  наработки лучших воспитателей,   детских садов г.Пенза, г.Тольятти, г.Липецка, изучили соответствующую  научную и методическую литературу. Составила План  оснащения   предметной развивающей среды  по  физическому развитию  в   группах.

Разработанное и изготовленное  мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое занятие элемент новизны.  Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности.   Детей привлекает необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.

Перчатки, варежки, шарфы. Дети были очень удивлены, когда узнали, что шарфы и варежки могут  не только  уберечь от холода, но с ними интересно выполнять ОРУ: переносить на голове, подлезать под шарфами, выполнять упражнения сидя, удержать  на спине при ползании. А ведь  удивляться для детей – значит, учиться видеть необычное, отличать его от уже известного, привычного

Ставя перед собой задачу обогатить знания детей  о мире предметов и их многофункциональности, дети узнали,  что цветными карандашами можно не только рисовать, они легко превращаются в массажер для пальцев рук и ног, так же как и камешки, пуговицы, шишки, счеты.

 Простые одноразовые тарелки с наклеенными геометрическими фигурами – несложное, недорогое, не требующее много места  оборудование, внесло в каждое занятие элемент необычности, вызвало интерес  и  желание поиграть с новым для детей атрибутом. Они обогатили двигательную деятельность,   помогли  сделать задание более наглядными и понятными. В подвижной игре «Цветные автомобили» тарелки заменили детям рули, параллельно с их помощью  малыши  закрепили названия геометрических фигур и название цветов.

Пособие «Веснушки-погремушки», изготовленное из пластиковых контейнеров, тесьмы и различных шумовых элементов, очень понравилось детям. Его используют не только при выполнении ОРУ, но и при различных видах ходьбы и бега, при выполнении подвижных игр. Дети эффективно применяют его в течение всего дня в разных формах и видах деятельности, а значит, обогащают двигательный опыт и творчество на уровне своих индивидуальных возможностей.

Пособие «Ходунки» мы изготовили из  пластмассовых баночек, укрепив на них шнуры. Это пособие упражняет детей в умении сохранять равновесие, воспитывает смелость.

 

 

К разработанному и самостоятельно сделанному нами нестандартному оборудованию относятся следующие его виды и варианты:

1. Для выполнения ОРУ: необычные мешочки, гантели, волшебные колпачки, «веснушки-погремушки», «веселый канат», шарфы, перчатки, варежки, овощи, удивительные карандаши, помпушки,

2. Для выполнения ОВД: разноцветный шнур, палочка-выручалочка, переносная мишень «Осьминожек», ходунки, веселые качели, волшебные коврики, дорожка «Речная тропинка»

3. При проведении подвижных игр на занятии  мы используем одноразовые тарелки,  как рули.              

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие  в занятия, подвижные игры, позволяет мне шире использовать различные упражнения, варьировать задания.

Проведение занятий по физическому развитию  с использованием нестандартного оборудования показало,  что  интерес к занятиям возможен как за счет качественного улучшения методики занятия, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно  формировать двигательные умения и навыки. 

Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования, наряду с двигательной активностью, развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляется знание цвета, формы, увеличивается моторная плотность занятия, повышается эмоциональный тонус, изобретательность в самостоятельной деятельности, а главное – повышается интерес и желание заниматься физической культурой.

Педагогам  известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Я постаралась вызвать у них интерес  занятиям физической культурой, укреплению здоровья своих детей.  С этой целью был организован клуб для детей  старшего дошкольного возраста и  их родителе «Здоровячек», с 2006 года я являюсь его руководителем.

Клуб помог мне объединить детей и родителей на основе общих интересов. На заседаниях клуба  поднимались такие темы: «В здоровом  теле  здоровый дух», «Почему  я люблю спорт?»  и др. Заседания клуба я не сводила лишь к разговорам и беседам,  некоторые  из  них носили практический характер. Мы занимались нужной всем работой, а дети были нашими активными помощниками. Так в клубе мы изготовили такие нестандартные пособия как: «Ходунки», «Веселый канат» и др. Клуб помог мне удовлетворить потребность в общении детей с родителями,. Но клуб я рассматриваю как одну из форм, способствующих развитию  интереса к занятиями физическими упражнениями, как  у детей, так и у их родителей.

Своим опытом по использованию нестандартного оборудования на занятиях физической культурой делилась

воспитатель высшей квалификационной категории

Татьяна Викторовна Жерякова

Назад

 

Hosted by uCoz