РЕЧЕВАЯ АЗБУКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

БЫСТРАЯ РЕЧЬ неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина – би-би. А это собака – ав-ав»). Не позволяйте ребёнку говорить быстро.

ВСЕГДА РАССКАЗЫВАЙТЕ ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со свем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребёнок.

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КРАСИВОЙ РЕЧИ: правильность, чёткость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тнкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

ЕСЛИ ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

ЖЕСТЫ дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, на пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что на понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребёнка, тем дольше он будет молчать.

«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНКА» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритель к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не пергружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКИХ КНИГАХ, соответствующие возрасту ребёнка,  - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? когда? что делает? и т.д.

Статья подготовлена учителем-логопедом В.С.Колышкиной

по материалам журнала «Логопед»

Назад

 

Hosted by uCoz