|
1.Ранний возраст (от 0
до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве
темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи
родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить
значительный запас слов; научить произносить звуки. 2.Чем больше родители
будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к
ребёнку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращённая
речь является основным стимулом развития мозга ребёнка в возрасте до 3 лет.
Количество слов, которые ребёнок слышит в течение дня, определяет уровень его
интеллекта и речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто
заботится о нём. 3.В каких случаях
проявляется беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребёнка? · У ребёнка врождённые
пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба. · К 1,5 – 2 годам у
ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова. · Ребёнок плохо понимает
ваше речь, когда не видит ваших губ. · Ребёнок не использует
в общении мимику и жесты. · Ребёнок не понимает
вашу речь, не реагирует на собственное имя. · У ребёнка появляются
похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми
близкими людьми. · В речи наблюдаются
признаки заикания: паузы, остановки, повторы слов, нарушение дыхания во время
речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания. · Ребёнок говорит
«гнусаво», с носовым оттенком. В этих случаях
необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжёлые
роды, асфиксия, родовспоможение, тяжёлое протекание беременности. 4.Родители могут
самостоятельно повлиять на речевое развитие ребёнка. · Разговаривать с
ребёнком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и чётко. · Вести «параллельный
разговор» - «ритуал называния», когда ребёнок смотрит на предмет. · Читать книги, называть
картинки, обыгривать стихи, потешки, сказки. · Использовать приём
дополнения детского высказывания. · Использовать приём
объяснения: планирование, начало, окончание действия. · Использовать приём
«лесов»: взрослый начинает – ребёнок продолжает. · Петь песенки. · Не перегружать ребёнка
чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне. · Нужно ли «сюсюкать»?
Всему своё время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребёнку,
обучает его формам слов, которые ему доступны. · Поощрять активность
ребёнка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребёнка и
ограничивает его развитие. |
Статья подготовлена учителем-логопедом В.С.Колышкиной по материалам журнала
«Логопед» |