РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ

 

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтвеждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это неговорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Ситематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мению М.М.Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Статья подготовлена учителем-логопедом В.С.Колышкиной

по материалам журнала «Логопед»

Назад

 

Hosted by uCoz