http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp119/rabot/25/images/new_pa4.gif

 

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательное впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Младший школьник учится писать, читать, бегать на

http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp119/rabot/25/images/baby01.gif

коньках, ходить на лыжах и т.д. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка – различны.

 Особенно богата память дошкольника образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а  также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные , равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или  сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно – образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно – логическая, при воспоминании начинают выделяться  более существенные признаки предметов.

 

http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp119/rabot/25/images/new_pa2.gif

 

         1.Развитию памяти дошкольников способствуют разучивание стихов,рассказывание прослушанных сказок,стихотворений,наблюдения во время прогулок.             

              Для развития слуховой памяти и речи детей 2 – 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.

            Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задать вопросы ребенку.

            Например:  1)      Какая у кота шубка?

2)      Какие усы?

3)      Что еще есть у кота?

Эти вопросы позволяют более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого – весь стишок.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые ,

Зубки белые.

 

http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp119/rabot/25/images/CAT38.gif

http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp119/rabot/25/images/369.gif

 

Петушок,петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шолкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

  С детьми в возрасте 2 – 4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» .            Читать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточными.Обычно дети следят лишь за сюжетом,поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления  углубляются,ребенок лучше запоминает.

            Читая и разучивая с ребенком стихи русских писателей о природе,необходимо знакомить ребенка с временами года.Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе в разное время года.

2.Игры для развития памяти у дошкольников.

Игра "Где спрятана игрушка", "Запомни картинки", "Какой игрушки не хватает", "Прогулка в картинках" ," Запоминаем вместе ".

        3.Для развития зрительной памяти можно использовать специальные упражнения:"Воспроизведи фигуры, которые ты видел","Назови картинки, которые ты видел" и др.

         4.Для развития смысловой памяти можно использовать упражнение "Воспроизведи рассказ" и др.

 

Статья подготовлена учителем-логопедом Е.В.Кузнецовой

В статье использован материал с Интернет-сайтов

 

Назад

 

Hosted by uCoz